Три алмаза Mitsubishi
Основатель компании Mitsubishi Ятаро Ивасаки родился в 1835 г. в семье провинциального фермера. В молодости он попал на службу в могущественный самурайский клан Тоса, который занимался бизнесом в разных сферах. Участвуя в делах клана, Ятаро получил бесценный деловой опыт. Он отвечал за торговые дела клана, продавал камфорное масло, японскую бумагу, закупал для Тоса корабли, оружие боеприпасы. Очень скоро амбициозный молодой человек занял первое место в торговом офисе клана. В 1868 г. в Японии происходит революционный переход от многовекового феодального кланового правления (сёгуната) к капиталистической эпохе Мэйдзи, которая ознаменовалась концом самоизоляции Японии от остального мира и началом прогрессивного культурно-технического развития. На сломе эпох правительство запретило кланам управлять бизнесом, и многие из них были расформированы, в том числе и клан Тоса. Ятаро не растерялся и взял в аренду бывшие офисы клана Тоса в г. Осака. Новая компания стала называться Tsukumo Trading Company. Ятаро также взял на себя часть долгов Тоса, получив в замену от государства корабли и торговые права.
В марте 1878 г. компания переименовывается в Mitsubishi, а Ятаро Ивасаки официально становится ее президентом. Эмблема новой компании представляла собой три, соединенных в одной точке, алмаза. Ятаро продолжал покупать суда и расширять свою сеть торговых и пассажирских перевозок. Он активно сотрудничал с новым правительством Японии, предоставляя свои корабли, например, для высадки японских войск на Тайвань, для перевозки правительственной почты или при подавлении восстания на острове Кусю. Такая лояльность позволила ему получать государственные субсидии, увеличивать количество судоходных маршрутов компании и количество кораблей. Mitsubishi постепенно начала заниматься не только судоходством, но и вкладывать средства в добычу полезных ископаемых, мастерские для ремонта кораблей, банковское дело. К управлению компанией все больше привлекались родственники Ивасаки. Вскоре к судостроительному подразделению добавилось и авиастроительное. Mitsubishi выросла в крупнейший концерн Японии.
В 1917 г. усилиями этих двух подразделений компания выпускает свою первую модель Mitsubishi Model A. Автомобиль был построен на базе Fiat Tipo 3. На него устанавливался двигатель объемом 2,8 л, мощностью 35 л.с. Машина была рассчитана отнюдь не на простую публику. Она имела плавный ход, кабину из лакированного белого кедра, семиместный кузов, но по сравнению с американскими или европейскими аналогами сильно проигрывала, поскольку была намного дороже. Автомобиль производился 4 года, и в 1922 г. экспонировался на Выставке промышленности Японии. Насколько большое значение придавало японское правительство первым шагам Mitsubishi в автомобилестроении, может свидетельствовать тот факт, что в 1918 г. государство профинансировало тысячекилометровый тест-пробег первого грузовика компании Т-1.
Поскольку японцы тогда еще не были готовы массово покупать легковые автомобили, и спрос на Mitsubishi Model A был крайне низким, компания переключилась сугубо на производство автобусов, которые выпускались под названием Fuso («гибискус» – так в древности китайцы называли Японию), а также грузовиков, мусоровозов и поливальных машин.
В 1932 г. появился первый автобус В46 серии Fuso. Это была 7-метровая машина, которая вмещала 38 пассажиров. Она была оснащена бензиновым (пока что) двигателем, мощностью 100 л.с. За год до этого Mitsubishi выпустила свой первый дизельный двигатель и в 1935 г. началась сборка дизельной версии BD46 и еще одной дизельной модели автобуса – BD43 (версия среднеразмерной модели люкс-класса BS43). Министерство путей сообщения Японии поощряет рост производства отечественных транспортных средств и начинает использовать автобусы Mitsubishi на своих маршрутах. Параллельно с автобусами компания производит и тягачи для их буксировки. В 1934 г. судостроительное подразделение Mitsubishi Shipbuilding Co., Ltd. Переименовывается в Mitsubishi Heavy Industries Co., Ltd. В 1936 г. автобусы BD46 и грузовики TD45 начинают экспортироваться в Маньчжурию.
Во время Второй мировой войны Mitsubishi была одним из основных поставщиков вооружения для японской армии. Наряду с автомобилями компания поставляла военным также корабли и самолеты.
По окончанию войны американцы, стремясь воспрепятствовать существованию крупных концернов в Японии и их монопольному положению, принудительно раздробили крупные компании на множество мелких. Mitsubishi также подверглась разделению. Из нее было образовано 44 компании, 20 из которых, сохранили в своем названии слово «Mitsubishi». Некоторые из них после ухода американцев в 50-х г.г. соединились вновь. Послевоенная продукция автомобильных подразделений Mitsubishi первоначально представляла собой двух- и трехколесные пассажирские и грузовые мотороллеры, грузовые автомобили и автобусы. Так, в 1946 г. появился грузовик КТ1 и автобус В1. К 1950 году было произведено уже 500 автобусов этой марки. В 1947 г. в результате сотрудничества трех компаний Mitsubishi Electric, Japan Storage Battery и Nihon Kentesu был создан крупный автобус МВ46 на электрической тяге. Через два года начинается выпуск еще двух моделей автобусов капотной компоновки – В2 и В25, а в 1950 г. Mitsubishi запускает в серию крупнейший, на то время, в Японии автобус вагонной компоновки R1 длиной 11 метров, вместимостью 79 человек. В сегменте грузовиков, до 1951 г. были также выпущены такие машины, как В1 – грузовик, созданный на базе автобуса В1, Т31 – модель с шасси, разработанным специально для грузовиков, дизельный W11 c колесной формулой 6х6, Т33 – с пневматической подвеской. С начала 50-х начинается активный экспорт автобусов Mitsubishi зарубеж. Первыми странами послевоенного экспорта стали Таиланд и Чили.
В 1960 г. Mitsubishi наконец-то обратила свое внимание на частных потребителей. Им был предложен маленький автомобильчик Mitsubishi 500, который внешне сильно напоминал, популярный в то время, европейский аналог 1957 года Fiat 500. Машина оснащалась двигателем воздушного охлаждения объемом 493 куб. см. и мощностью 21 л.с. Mitsubishi 500 знаменательна также тем, что стала первой моделью компании, участвовавшей в спортивных соревнованиях и, мало того, еще и занявшей первое место в гонке в Макао. В апреле 1961 г. компания начинает выпуск серии таких же маленьких коммерческих автомобилей Mitsubishi 360. Они выпускались с кузовами panel-van (универсал без заднего стекла), универсал и пикап. На базе этой серии в 1962 г. был создан 2-дверный седан Minica. Автомобиль оснащался двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения и таким анахронизмом как поперечная рессора в передней подвеске. В дальнейшем эта модель претерпела модернизации, и девятое поколение выпускалось вплоть до 2011 г. В 1962 появилась и первая модель знаменитой серии Colt, которая производится до сих пор. Colt 600 повторил спортивный успех своего предшественника Mitsubishi 500, заняв второе и третье место в гонках Гран-при Малайзии. В противовес малым автомобилям в этом же году компания создает крупную представительскую модель Debonair с мощным 6-цилиндровым двигателем. В 1969 г. для взаимного проникновения на американский и японский рынки Mitsubishi и Chrysler подписали соглашение о сотрудничестве, в результате которого, появилась совместная компания Mitsubishi Jidosha. И в этом году также появляется знаменитая серия Mitsubishi Galant, которая будет производиться в 9 поколениях, и совокупные продажи которой, превысят 5 млн. единиц. Линии грузовиков и автобусов тоже продолжили свое развитие. Mitsubishi старалась представлять грузовые автомобили в широком спектре – от малотоннажных моделей, таких как Canter (1963 г., грузоподъемность 2 тонны), до таких тяжеловесов, как Т-910 (1966 г., грузоподъемность 11 тонн) или магистральный тяжелый трейлер T-911Q (1968 г.). Гамма автобусов также была представлена широко – от моделей малых размеров, таких как МВ-720 (1962 г.), до крупных городских и туристических автобусов, таких как MAR-820 (1962 г.), В-906 (1968 г.), или MR-430 (1962 г.) – большой маршрутный автобус с двумя передними управляемыми осями, введенный в ответ на растущий трафик в час пик.
В 1973 г. после дебюта в ралли Southern Cross громко заявляет о своем существовании модель Lancer 1600 GSR, серийное производство которой начнется в этом же году спустя несколько месяцев и которая, спустя несколько десятилетий, эволюционирует в Mitsubishi Lancer Evolution. Линейка пикапов L200, продолжающаяся и в наши дни, появляется в 1978 г. Уже через год автомобиль получает в США звание «Лучший пикап года».
Первое поколение, не менее знаменитых джипов Pajero, дебютирует на автосалоне в Токио в 1981 г. Через год начинается их серийный выпуск. Первоначально это был джип с короткой базой, имеющий 3 двери, и предлагавшийся с металлической крышей или тентом. Его особенностью было то, что он воплотил в себе комфорт легкового автомобиля, наряду с качествами внедорожника, а также – такие инновации, как турбированный дизельный двигатель, передняя подвеска с двойными поперечными рычагами и торсионными пружинами. В 1983 г. Pajero побеждает в ралли Париж-Даккар. В последующие годы эта модель одержит чемпионский титул еще неоднократно. На сегодняшний день выпускается уже 4-е поколение Pajero с активными и пассивными системами безопасности, гаммой бензиновых и дизельных двигателей с объемами от 3,0 до 3,8 куб. см. В 1983 г. компания создает свой первый минивен Mitsubishi Space Wagon. В трех поколениях он выпускался до 2003 г. В 80-е годы награды различных журналов и конкурсов сыпятся как из рога изобилия. Lancer, Colt, Galant, Pajero получают заслуженное признание, как профессионалов, так и потребителей.
В 1990 г. компания вносит вклад в разработку систем безопасности, оснащая серийные модели, такие как Sigma и Diamante, антипробуксовочной системой. Через несколько лет система ABS также начинает входить в штатное оборудование автомобилей Mitsubishi. Легендарный Lancer Evolution появляется в 1992 г. Будучи спортивной версией серийного автомобиля, эта модификация в будущем неоднократно занимала призовые места на спортивных соревнованиях. До наших дней было выпущено 10 поколений этого автомобиля. В 2013 г. ожидается появление 11 поколения с гибридной силовой установкой. Начав сотрудничество с Volvo, в 1992 г. Mitsubishi впервые инициирует сборку своей модели (Mitsubishi Carisma) в Европе, а именно – в Голландии. Этот автомобиль производился до 2004 г. и был выпущен в количестве 350 000 единиц.
В 2001 г начинается серия непрерывных побед Mitsubishi Pajero в ралли Париж-Даккар. До 2007 г. никому не удастся потеснить Pajero с пьедестала чемпиона. Крайне популярный кроссовер Mitsubishi Outlander увидел свет в 2003 г. Секрет его успеха заключался в универсальности, в сочетании качеств внедорожника и городского автомобиля. В этом же году, продолжая линейку минивенов, компания заменила Space Wagon моделью Grandis. Автомобиль был оснащен широким спектром систем безопасности и выпускался до 2011 г.
В современном мире Mitsubishi занимает весомое место в списке мировых автопроизводителей, являясь одним из крупнейших. Концерн выпускает широкую гамму транспортных средств – от электрокаров и автопогрузчиков, до автобусов, грузовиков и легковых автомобилей.
24 июля 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua
Источник: Mitsubishi.InfoCar.ua
Обсуждение статьи
Что можно добавить, автомобили мицубиси просто супер. У меня у самого уже 1,5 года микроавтобус Л300. Доволен как СЛОН.
+2ОТВЕТИТЬ